МБДОУ №17
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Медвежонок» муниципального округа город-курорт Ялта Республики Крым
МБДОУ №17
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Медвежонок» муниципального округа город-курорт Ялта Республики Крым
Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду способствует самостоятельности, укреплению здоровья и развитию правильной самооценки детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) — социально-ориентированная часть воспитательного процесса. Дошкольники учатся следовать общественным правилам и нормам поведения. На качество и объем КГН влияет окружающая обстановка и слаженные действия педагогов и родителей. Они прививают основы культурных взаимоотношений, посильной самостоятельности и позволяют сохранить здоровье детей благодаря любви к чистоте и опрятности. Это одно из условий развития объективной самооценки, эстетического вкуса и критического отношения к внешнему виду.
Для работы с воспитанниками педагоги используют картотеку упражнений.
«Чистый нос». Приобщать детей к контролю за внешним видом, побуждать самостоятельно пользоваться салфеткой и по мере необходимости носовым платком.
«Мыло душистое, полотенце пушистое». Стимулировать самостоятельное и правильное использование мыла, умение брать его и размыливать до пены. Аккуратно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, оставляя рукава сухими. Сформировать навык правильного использования полотенца, умения возвращать его на нужный крючок.
«Мы за столом». Воспитывать навыки самообслуживания, сидеть ровно за столом, аккуратно есть и использовать столовые приборы. Закреплять навык не крошить, не разливать еду, не разговаривать, мешая соседям.
«У вещей есть место». Приучать детей аккуратно брать и возвращать одежду на место, складывать игрушки и вещи, спокойно вести себя в раздевалке.
«Я все могу». Формировать умение самостоятельно снимать и надевать одежду и обувь в установленной последовательности, поддерживать порядок в шкафчике.
«Вежливые слова». Закрепить навыки обращения с просьбой, приветствия и прощания, называть взрослых на «Вы».
«Заправляем кровать». Получение навыка аккуратно заправлять кровать после сна, разглаживать складки, складывать одеяло и простынь.
«Одеваемся-раздеваемся». Закрепление умения пользоваться пуговицами, ремешками, застежками, шнурками, липучками на одежде и обуви, соблюдать правила поведения в раздевалке, своевременно обращаться к взрослым за помощью.
Средствами формирования культурно-гигиенических навыков в картотеке служат литературные произведения, детская активность, примерное поведение взрослых, объяснение, лекции, демонстрации, различные игры, викторины, инсценировки. Прививают их в повседневном быту, трудовых действиях, на занятиях и в играх.
Самостоятельная активность детей.
Содержание детской активности тесно связано с созданием предметно-развивающей среды и решением задач, ориентированных на интересы других людей (игры, помощь в быту). Педагог планирует деятельность для усвоения КГН, после чего дети применяют эти навыки повсеместно. Они укрупняют единицы действия и в дальнейшем объединяют их в сложные формы поведения. Происходит перенос отношения к себе на обращение к предметам. Дети становятся более аккуратными и внимательными к порядку в вещах и игрушках. Оптимальной формой являются соревнования и экспериментирования, игровые ситуации.
Художественное слово.
Народный фольклор и литература вызывают положительные эмоции. Благодаря этому дети быстрее получают гигиенические и навыки самообслуживания, выстраивают причинно-следственные связи, осознают взаимосвязи окружающего мира. Литературные произведения «Девочка чумазая», «Федорино горе», «Общество чистых тарелок», «Королевство столовых приборов», «Мойдодыр» — прекрасная основа для игр и театрализованных сцен с распределением ролей. В ходе прослушивания сказок, поговорок, пословиц, потешек, загадок, стихов, художественных произведений дети овладевают навыками, усваивают материал, учатся культуре общения. Они создают положительное восприятие КГН. В дальнейшем детей учат делать и интересные для них, и необходимые задачи, преодолевая связанные с этим трудности.
Игровая деятельность.
Игры-занятия, упражнения, дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки и игры-эксперименты — основа воспитания КГН в детском саду. Настольно-печатные и словесные игры помогают сохранять интерес к процессу и многократно воспроизводить одну и ту же операцию для лучшего запоминания. В дидактических используют игрушки и куклы, в инсценировках и сюжетных за основу берут литературные произведения и сказки. Важно, чтобы родители применяли предложенные игры дома, а для детей они превращались в формы самостоятельной активности.
Как формировать культурно-гигиенические навыки.
Гигиенические навыки быстрее всего усваивают младшие дошкольники. В дальнейшем потребуется их закреплять и развивать, проявляя внимание и терпение. Пластичная и впечатлительная нервная система детей позволяет формировать культурно-гигиенические навыки систематическим повторением действий. Параллельно развиваются нравственные свойства личности. Освоение КГН начинается со знакомства с предметами личной гигиены и их функциями. На втором году жизни внимание уделяют культуре поведения. Ребенка приучают благодарить за помощь, аккуратно есть. Постепенно включают игровые приемы и дидактические игры. Например, «Купаем мишку», «Накормим зайчика обедом», «Одень платье кукле». Взрослый помогает дошкольникам аккуратно выполнять любые гигиенические процедуры, чтобы не вызвать дискомфорт и неприятные ощущения у малыша. Все необходимые предметы готовят заранее и располагают так, чтобы ими было удобно пользоваться. Год спустя дошкольник должен будет знать порядок действий при раздевании/одевании, базовые навыки самообслуживания. Детей приобщают к взаимопомощи, для чего им дают простые поручения. Воспитатели контролируют, поощряют, дают словесные указания, но практически не вмешиваются. Дети к четырем годам должны заботиться о чистоте зубов (чистить их, полоскать рот после приема пищи), демонстрировать бережное отношение к игрушкам, поддерживать порядок и чистоту. Культурно вести себя во время обеда: не крошить хлеб, не проливать еду на стол. В старшем дошкольном возрасте навыки должны переходить в привычку, что часто упускают педагоги в своей работе. В противном случае КГН будут утеряны, а простейшие действия воспитанники будут совершать только по требованию взрослого. Чтобы этого не произошло, важно стимулировать самостоятельность в пользовании культурно-гигиеническими навыками и регулярно проводить обобщающие беседы с детьми 5-7 лет, использовать косвенные указания (например, «Начинаем готовиться ко сну» вместо «Убираем игрушки»). В старших группах доминируют учебные мотивы, а потому воспитатели сочетают наглядные методы и беседы. Воспитатели используют педагогическую оценку — суждение о поведении и поступках детей. Дошкольники очень чутко реагируют на положительные или отрицательные суждения взрослых о чем-либо. Именно поэтому следует применять методику с особой аккуратностью.
Условия формирования навыков:
1. Соблюдение режима дня. Прогулки, умывания, приемы пищи, одевание и раздевание повторяют по графику, создавая поведенческие привычки. Чтобы защитить нервную систему от переутомления, виды деятельности чередуют, а строгий режим и ритмичность действий способствуют дисциплинированности и организованности.
2. Руководство взрослых. Дошкольники нуждаются в том, чтобы им помогали, подсказывали, поощряли их, давали пример в процессе освоения КГН. На поведении детей отражаются направленные действия взрослых, их привычки. Ключевое значение приобретает единство действий и требований родителей и педагогов детского сада. Им следует выработать систему критериев к оценке поведения и самообслуживания, общий порядок хранения и уборки игрушек, места расположения вещей. Воспитателям на помощь придет организация ситуаций, где они возьмут под контроль выполнение дошкольниками действий в новой для них обстановке.
3. Эргономичная среда. Необходимо создать обстановку, в которой все будет способствовать получению навыков. Крючки, полки, шкафчики должны быть доступны воспитанникам по возрасту и росту, удобны для пользования. В ванной устанавливают противоскользящие коврики, ручки-держатели на стенах, к умывальнику подставляют скамеечку, крючки для полотенец размещают на уровне роста, мыло подбирают по величине детской руки. Остальные предметы должны быть красочными, удобными, запоминающимися, соответствующими возрасту и безопасными. Это будет стимулировать самостоятельные действия дошкольника. Аналогичные условия должны быть и семье дошкольника. Малышам важно постоянство условий, знание места и функций вещей.
4. Последовательность и индивидуальный подход. Воспитанники овладевают предметом-орудием, а затем с помощью него воздействуют на другой предмет или меняют его положение в пространстве. Например, ложкой едят суп, полотенцем вытирают лицо, убирают игрушки в шкаф, застегивают пуговицы. Воспитание КГН требует учитывать опыт детей, темпы освоения, уровень владения навыками и последовательность обучения. Навыки раздевания осваиваются после действий с одеванием, а пользоваться вилкой дошкольник учится после того, как он освоит ложку. Требования и задачи должны постепенно усложняться для стимулирования интереса к выполнению действий и совершенствованию навыков. Все действия осваивают в установленном порядке для формирования прочных динамических стереотипов. Эффективны многократные повторения в которых меняется форма действия и остается неизменным характер выполнения упражнения.
Освоение КГН совпадает с проявлением волевых качеств.
Дети не стремятся доводить что-либо до конца. Волевые усилия требуются на то, чтобы совершить что-либо. Формированию полного спектра КГН способствует реализация ряда задач:
1. Пропаганда здорового образа жизни посредством проведения бесед, спортивных мероприятий и семейных праздников, игровых форм работы.
2. Развитие у малышей навыков базовых бытовых действий и закрепление привычки контролировать опрятный внешний вид, соблюдать элементарные правила этикета.
3. Создание мотивации для развития навыков через доступность и увлекательность воспитательного процесса.
4. Построение взаимодействия с родителями в сфере привития гигиенических норм. Проведение консультаций с членами семей для повышения их педагогической компетентности и осознания значимости привития КГН. Родители должны демонстрировать безукоризненность соблюдения всех культурных и гигиенических требований.
5. Обогащение предметно-развивающей среды в группах, пополнение фондов методических материалов и художественной литературы.
Культурно-гигиенические навыки в ДОУ прививают посредством использования информационно-коммуникативных технологий. Воспитатели создают презентации, включают мультфильмы, делают музыкальные и танцевальные минутки, демонстрируют изображения, иллюстрации и картины соответствующих сюжетов.
Виды культурно-гигиенических навыков.
Работать над формированием КГН начинают с младшего дошкольного возраста. Воспитателям и родителям следует привить дошкольникам навыки самообслуживания, культуру принятия пищи, поддержания опрятности и чистоты. Различают 5 видов КНГ в детском саду.
Со всеми этими навыками дошкольники знакомятся с раннего детства. Чем старше дети, тем больше культурно-гигиенических навыков и привычек у них сформировано.
Первая младшая группа
Дети 2-3 лет учатся аккуратному поведению в быту и за столом, опрятности. Под контролем педагога они моют руки, насухо вытирают лицо и руки полотенцем, учатся приводить себя в порядок, пользоваться салфеткой, расческой, носовым платком, горшком и полотенцем. Воспитателю важно сделать этот процесс увлекательным и интересным. Они едят самостоятельно, ложку держат в правой руке. В значительной степени дети этого возраста демонстрируют самостоятельность, могут снять с себя и надеть большую часть костюма. Умываются чаще всего без участия взрослых. Могут просить о помощи, чтобы расстегивать пуговицы, обуваться, аккуратно складывать вещи.
Вторая младшая группа
В 3-4 года дошкольники осваивают правила ухода за собой: учатся правильно пользоваться носовым платком, мылом, аккуратно мыть лицо, руки и уши, вытираться насухо, возвращать полотенце на место. Во время завтрака и обеда они пытаются пережевывать еду с закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться вилкой, чайной и столовой ложками, не крошить хлеб. К переходу в среднюю группу они должны иметь базовые навыки умывания и поведения за столом.
Средняя группа. Формирование культурно-гигиенических навыков продолжается и у детей 4-5 лет. Благодаря воспитателям они приобщаются к аккуратности и опрятности, закрепляют умения пользоваться носовым платком, расческой, следить за внешним видом, самостоятельно мыть руки после туалета и по мере загрязнения. Совершенствуется их культура поведения за столом. Воспитанники средней группы должны есть бесшумно, медленно пережевывать пищу, брать понемногу, пользоваться салфеткой и всеми столовыми приборами, полоскать рот после завершения трапезы. Старшая группа.
К 5-6 годам у детей должна быть привычка следить за опрятностью одежды, чистотой тела, зубов, ногтей, закрывать нос и рот носовым платком при чихании. Дошкольники должны аккуратно и быстро раздеваться и одеваться, поддерживать порядок в шкафчике, опрятно заправлять постель. Культуру еды продолжают совершенствовать. Особое внимание уделяют правильной осанке за столом и пользованию столовыми приборами.
Подготовительная группа.
По достижению 6-7-летнего возраста воспитанники ДОУ должны уметь правильно и быстро умываться, вытираться своим полотенцем, чистить зубы, перед сном мыть ноги, полоскать рот после еды, пользоваться салфетками, расческой и носовым платком, содержать в порядке